Четверг, 18.07.2019, 13:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МЕНЮ САЙТА
ДЕТЯМ
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Статьи » Психология

Возрастные кризисы

"Психологи считают, что существуют кризисы рождения, одного, трёх, семи, тринадцати, восемнадцати, тридцати пяти лет... Более того, существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Например, научившись говорить, ребёнок перестаёт лепетать.

В три года ребёнок начинает называть себя "Я", а не по имени, как раньше...Появляется самооценка: "Я хороший"...

У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, учиться ему интереснее, чем играть..."

Ребёнок растёт и с каждым днём может всё больше действий делать без помощи взрослых. Но для родителей малыш по-прежнему слишком мал и нуждается в их помощи. Вот и первое противоречие между детьми и взрослыми. Родители считают, что малышу ещё рано ходить и сажают его в манеж. А ребёнок протестует, т.к. ему-то как раз хочется "попутешествовать" по квартире, сделать для себя новые открытия...Взрослые считают, что малыш ещё очень мал, для того, чтобы принимать самостоятельные решения, делают по-своему, а в итоге - слёзы, капризы, упрямство.

Ещё одна причина кризиса - "заблуждение родителей в том, что они всегда смогут управлять своим ребёнком". Дорогие родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок выполнял все "рекомендации", которые он получает отовсюду: от родных, воспитателей, учителей и т.д.? Если "нет!", тогда надо смириться с тем, что ребёнок будет учиться делать по-своему. Предоставьте малышу возможность делать и ошибаться, иначе вы будете тормозить его развитие.

В моменты кризиса начинают появляться черты, которые раньше были несвойственны ребёнку. Это капризы, упрямство, своеволие, иногда деспотизм, ревность, грубость или отчуждённость. Ещё вчера малыш был послушен, а сегодня его как будто подменили. Это доставляет родителям массу хлопот.

Но ещё одна из особенностей кризиса - это то, что со временем он проходит. Кризисы длятся недолго - несколько месяцев, но при неблагоприятных условиях могут растянуться на год или два. Естественно, у разных детей кризисы проходят по-разному. Кто-то становится неуправляемым, ничего не хочет слышать, только требует. А кто-то практически не меняется. Чтобы увидеть кризисные изменения, родителям нужно сравнивать своего ребёнка не с соседскими детьми, а со своим ребёнком, таким, которым он был раньше, вчера или позавчера. Помните, что каждый ребёнок в период кризиса испытывает трудности в общении с окружающими. Старайтесь не ссориться с малышом!

"Сущность кризиса одного года состоит в стремлении маленького человека к независимости, к физической самостоятельности.

Главное достижение годовалого ребёнка - умение передвигаться в пространстве. Оставьте ребёнка в покое, пусть делает то, что хочет. Пусть набивает синяки, упадёт, уколется, порежется - ничего, заживёт. Зато на собственном опыте узнает, что можно, а чего нельзя. Когда будет больно, поймёт, что такое опасность....Запретить малышу двигаться - значит запретить ему развиваться." Просто обеспечьте ребёнку безопасность передвижений. Уберите, закройте всё, что может принести вред маленькому исследователю.

Кроме ходьбы, исследования окружающего мира и стремления к независимости в период кризиса одного года у ребёнка появляется речь. "Ребёнка необходимо учить говорить как можно раньше. Если ребёнок не знает названия вещи, он её как бы не видит. Для такого ребёнка мир пуст. Такой малыш вял или бессмысленно суетлив."

Советы родителям,чьи дети переживают кризис первого года:

1. Всё делайте вместе с ребёнком, а не вместо него!

2. Если малыш не будет скучать, он не будет и капризничать, поэтому старайтесь находить разнообразные интересные занятия и переключайтесь на другие, если видите, что малышу уже неинтересно.

3. Придумывайте новые игры и предметы для игр. Пусть это будут "взрослые" игрушки: кастрюльки, коробочки, мисочки и т.д.

4. Хвалите ребёнка как можно чаще!

5. Запретов должно быть немного, но они должны выполняться при любых обстоятельствах.

6. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте, объясняйте. чем больше вы будете разговаривать, тем быстрее ребёнок научится говорить сам.

7. Дружите со своим ребёнком.

"Если в год ребёнок отделяется от мамы физически- начинает ходить и узнавать мир, то суть кризиса трёх лет - психологическое отделение от взрослого... и всё чаще мы слышим от трёхлетнего ребёнка: "Я сам!" У этого возрастного кризиса тоже есть свои особенности.

"Негативизм - это реакция ребёнка не на действие, которое ему предложено и которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

Это не просто непослушание, которое бывает у ребёнка и в год, и в два, а желание всё сделать наоборот, т.е. прямо противоположно тому, о чём ему сказали или попросили."

Очень часто дети говорят и действуют не только вопреки словам взрослого, но и вопреки своим желаниям. Так ребёнок открывает для себя возможность иметь свои желания, расходящиеся с желаниями взрослых.

"Когда ребёнок настаивает на чем-то не потому, что ему очень хочется, а только потому, что ОН этого потребовал, - это упрямство."

Когда ребёнок добивается чего-то, чего хочет - это настойчивость. А упрямый малыш настаивает на том, чего ему не очень хочется или уже не хочется. В три года дети становятся способными поступать вопреки собственным желаниям.

"- Период упрямства начинается в полтора года и обычно заканчивается в 3,5-4 года.

- Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте - это нормально, ребёнку свойственно иметь своё мнение и не всегда соглашаться с вами.

- В период кризиса приступы упрямства случаются у детей по 5 раз на день, а у некоторых - по 20 раз.

- Мальчики более упрямы, чем девочки.

- Если вашему малышу четыре года, а упрямство постоянно живёт в вашем доме, пора задуматься о вашей воспитательной тактике! Чаще всего это результат потакания или запретов, уважаемые родители."

Очень часто упрямство возникает из-за того, что ребёнок просто не понимает почему нельзя, ведь он так хочет. Объясняйте ребёнку, что можно, а что нельзя. Например, книги рвать нельзя, а старые ненужные журналы - можно.

"Строптивость близка и к негативизму, и к упрямству. Но протест малыша направлен не против мамы или папы, бабушки или дедушки, а против образа жизни, против порядков, которые существуют дома.

Говорить о том, что ребёнок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что без колебаний делал раньше...Строптивость дает ребёнку возможность испытать всю гамму эмоций: злость и радость,...печаль и разочарование."

Очень часто родители сами лишают детей возможности приобрести опыт, который должен помочь им научиться переживать, сочувствовать. Помогите ребёнку сами, сопереживайте плачущему, расспросите, что произошло у грустного...

"Проявляя своеволие, малыш чувствует себя удовлетворённым, потому что понимает, что способен сделать что-либо сам и принять решение наперекор правилам, установленным в семье.

Своеволие означает переход ребёнка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство, негативизм, строптивость - пути преодоления препятствий маленьким человеком, который начинает осознавать свои силы и проверять их.

Если малыш не научится выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то, взрослея, он может избегать ответственности даже за собственную жизнь, обвинять других в своих неудачах и оправдывать своё бездействие."

Обесценивание авторитета взрослых. Малыш может начать обзывать близких обидными словами, которые раньше от него никто не слышал. Может изменить отношение к любимым игрушкам. Но главная опасность в другом. "Если за грубыми словами трёхлетнего ребёнка чувствуется повышенная раздраженность, напускная сила и решительность, сознательное превосходство, это явно нежелательно. Когда малыш кричит на машину: "Куда прёшь, не умеешь ездить, так вали отсюда!" - ясно, что это не его слова." Вывод: взрослые должны контролировать свои слова и поступки по отношению к окружающим.

Для того, чтобы показать ребёнку, что ругаться нецензурными словами плохо, нужно, чтобы в семье лексика была прямо противоположной уличной.

Если ребёнок, придя домой, например, из детского сада, произносит ругательство, лучший выход из положения для родителей - не обратить внимание. Как правило дети не знают смысла таких слов, но если начать ругать, запрещать говорить такие слова, то ребёнок сделает из всего этого свои выводы, и захочет снова привлечь к себе внимание таким же способом. Если не обратить внимание на то, что сказал малыш, то ожидаемого эффекта не будет и, т.к. это слово никого из взрослых не интересует, то оно потеряет интерес и для ребёнка.

Протест, бунт - это ссоры с близкими. Чаще так себя ведут дети, которые не могут самоутвердиться, общаясь со сверстниками.

Таковы главные проявления кризиса трёх лет. Но это вовсе не означает, что так ведут себя все дети в этом возрасте. Каждый ребёнок сражается за свою личность по-разному.

Кризис семи лет. Основная причина этого кризиса в том, что возможность познавать мир, развиваться с помощью игры исчерпаны. Этот кризис требует перехода к новому уровню отношений. "Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребёнка ролью становится статус ученика." Учёба для ребёнка - это уже взрослый образ жизни. Но, "в то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться." Часто детей школа привлекает лишь внешними атрибутами - отметки, тетради, портфель и т.д. В таких случаях школа остаётся только лишь игрой.

  "Для успешной учёбы ребёнок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учёбе." В этом возрасте у детей возникают новые темы в общении со взрослыми. Расширяется сфера детских интересов. Ребёнок начинает понимать, что может сам ставить себе цели и следовать им. Например, "захочу и не заплАчу, а просто скажу, что меня беспокоит". Дети начинают размышлять прежде чем совершают какой-то поступок. "Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний."
  Для взрослых важно не допустить обратной ситуации: неуверенности в своих силах. Неудачи малыша влияют на его самооценку. Нужно давать ребёнку возможность почувствовать успех, поверить в себя.
 
  "Универсальный рецепт поведения взрослых в период трудных моментов возрастных кризисов: терпимость, внимание, постоянство главных требований плюс гибкость и понимание природы резких изменений во взаимоотношениях. Не бороться, а вовремя оценить, принять и пережить нормативные изменения - перешагнуть вместе со своим малышом на новую ступеньку в развитии!"

Источник: О. Шелопухо "Популярная психология для родителей. Какой у вас ребёнок?" Москва. 2007.

Категория: Психология | Добавил: mamadani (25.09.2008)
Просмотров: 1383 | Комментарии: 1 | Теги: психология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Моялюбовь  
good Супер статья! Очень доступно и достоверно изложено! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КАЛЕНДАРЬ
ПРАЗДНИКИ
Праздники России


Зарегистрировано на сайте:

Всего: 33954
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Пользователей 33900
Проверенных: 44
Модераторов: 6
Админов: 4





Детский сад, штаны на лямках! © 2019